Циклический ресурс и другие «плюшки» литиевых батарей

Литиевые батареи все больше востребованы на рынке резервного питания в Украине.

Поглубже разобраться в особенностях этих аккумуляторов в интервью журналу «Украина Электро» постарался помочь директор компании «Пульсар Лимитед» Илья Питателев.

Интервью Пульсар Лимитед
Илья ПИТАТЕЛЕВ, 29 лет, директор компании «Пульсар Лимитед», закончил Национальную академию управления (факультеты «Международная экономика» и «Право»). С 2010 года работает в ООО «Пульсар Лимитед», последовательно занимая позиции менеджера по продажам — заместителя директора — директора. Своими увлечениями считает познание, путешествия, спорт, музыку, счастье 

– В чем отличие технологии литий-ионных батарей от традиционных никель-кадмиевых и свинцово-кислотных? Принцип работы тот же самый или какой-то совсем иной?

– Принцип работы литий-ионных батарей похож на таковой у других типов аккумуляторов, например, никель-кадмиевых и свинцово-кислотных (СК), хотя есть и видимые глазу отличия. По сути – это тот же химический источник тока, но в котором применяются иные материалы и идут немного другие процессы, дающие, соответственно, и другие результаты, характеристики, возможности. 

А вот производство литийионных батарей в целом сложнее. Тут все технологичнее, присутствуют в т.ч. и наноматериалы. Потому что, например, железо-фосфат лития (LiFePO4 ), который используется как катод,  — это изначально диэлектрик, но в процессе его синтеза на наноуровне и покрытия нано частицами углерода он как раз становится проводником. Они дают проводимость этому материалу и все его хорошие свойства, которые он имеет. Скажем, при производстве свинцово-кислотных АБ (аккумуляторных батарей) таких материалов используется меньше (есть, например, такой вариант этого класса АБ, как свинцово-карбоновые, – в них также на электроды наносятся частицы углерода, что дает батареям дополнительные возможности/ преимущества).

Но вернемся к литиевым. Их производство требует высокой точности, тут применяются такие технологии, как автоматическое взвешивание пластин: каждый электрод (тоненький нанесенный слой активного вещества на медную или алюминиевую фольгу; вес электродов  – граммы или десятки граммов), автоматически взвешивает на весах робот. На присосках берет эти электроды, взвешивает и сортирует в точности до долей грамма, чтоб они были максимально похожи. Каждая батарея собирается из максимально однородных пластин. Тогда получаем наиболее работоспособный конечный продукт, с максимально долгим сроком службы. Если будет разброс в сопротивлении ячеек— тогда и срок службы, и производительность АБ под вопросом.

Еще одно отличие – наличие схемы управления батареей — этакого микрокомпьютера, BMS-контроллера (BMS — battery management system), который контролирует процессы заряда-разряда, температуру, другие параметры. Эта система стоит на страже любой литиевой батареи — будь то в ноутбуке, мобильном диктофоне или электромобиле. Она не дает батарее возможности переразрядиться, перезарядиться, предотвращает выход температуры АБ за допустимые пределы.

Одним словом, литиевые батареи – более технологичный продукт, нежели СК, и производство их технологически сложнее. 

Типы литиевых батарей Плотность энергии различных типов АКБ

Типы литиевых батарей

Плотность энергии различных типов АКБ

– Вы упомянули литий-железо-фосфатные батареи, а какие еще типы литиевых батарей бывают?

– В целом все литиевые батареи делятся на такие основные типы, как литий-железо-фосфат (LFP), литий-никель -кобальтмарганец (NCM), литий-никель-кобальт-алюминий-оксид (NCA), литий-кобальт (LCO), литий-марганец (LMO) и литий-титанат (LTO). В принципе, это основные типы, которые сегодня применяются. У всех разные плюсы и минусы, свои отличия.

Свойства Свинцово-кислотные Литиевые
Удельная энергоемкость, Втч/кг 40 70-300
Объемная плотность энергии, Втч/л 100-110 >200
Емкость С1 60% от С10 98% от С10
Максимальный ток заряда 0,3С >1C
Время полной зарядки, ч >10~12 0,5~2
Срок службы при 100% глубине разряда, циклов 300~800 500~10 000
Масса Вес литиевой батареи составляет от 20 до 50% от веса свинцово-кислотной батареи
Объем Объем литиевой батареи составляет до 50% от объема свинцово-кислотной батареи

– На какие параметры следует обращать внимание? Что отличает их друг от друга?

– Основных параметров несколько. Прежде всего, это плотность энергии, то есть сколько энергии может накопить единица веса одной батарейки. Из перечисленных типов NCM и NCA – одни из самых энергоемких. У NCA теоретическая плотность энергии достигает 300 Втч на 1 кг веса, у NCM – 280; железо-фосфат — порядка 170 (например, у свинцово-кислотных (Lead Acid), если сравнивать, — всего порядка 40 Втч/кг). Это теоретическая плотность, фактическая немножко меньше выходит: у тех же NCM практическая — порядка 200, у железо-фосфатных  – обычно 90~120 Втч/кг. И все же у последних (LiFePO4 ) плотность энергии в два-три раза большая, нежели у СК.

В литиевой электрохимической паре анод – отрицательный электрод (это графит на медной подложке), а катод — положительный электрод (это и есть наш литий в соединении с другими материалами, например, литий-железо-фосфат) – на алюминиевой подложке. В процессе зарядки ионы лития переходят с катода на графитовый анод — и на нем образуется литий-углерод. А при разряде ионы лития переходят обратно на положительный электрод. Все это движение происходит через сепаратор. В других системах — другие связки с литием: литий-кобальт, литий-титанат и т.д. Это уже вопросы химии. То есть процессы те же самые, только участвуют другие материалы (единственное, что у литий-титаната, наоборот, графит расположен на катоде, а соединение лития с титаном – на отрицательном аноде). Кстати, литиевые батареи часто называют еще литий-ионными. Теперь, наверное, понятно почему.

Напряжение у литиевых элементов разного типа тоже разное. У литий-железо-фосфатных, например, — 3,2 В. Удобное напряжение в том плане, что оно позволяет из четырех элементов собрать аналог 12 В свинцово-кислотной батареи (если умножим 4 на 3,2 В, получим 12,8  В  — это как раз стандартное напряжение заряженной 12-вольтовой свинцово-кислотной батареи). У других литиевых напряжение другое: например, NCM тип – 3,6~3,7 В, литий-титанат – 2,4 В и т.д.

Литиевые аккумуляторы на удаленной телекоммуникационной станции Литиевый модуль для системы хранения домашней солнечной электростанции прослужит не менее 15 лет

Литиевые аккумуляторы на удаленной телекоммуникационной станции

Литиевый модуль для системы хранения домашней солнечной электростанции прослужит не менее 15 лет

Циклический ресурс при 100%-й глубине разряда у батарей типа NCM — это те, что, в частности, используются в мобильных телефонах, ноутбуках и электромобилях — порядка 1000 циклов. Литий-железо-фосфатные отдают более 3000 циклов. Рекордсмен – литий-титанат  — 10 тыс. циклов 100%-й разрядки и даже более!

При разных температурах различные элементы также ведут себя по-разному. При высоких температурах NCM-тип и литий-титанат могут стабильно работать не выше 45-50 °C, литий-железо-фосфат – до 60 °C.

– Иногда это важно?

– Да, литий при высоких температурах хорошо себя чувствует, в этом его прелесть – не так сильно снижается срок службы, как, например, у СК. Особенно у железо-фосфатных. Их можно использовать в жарких условиях — например, на телекоммуникационных станциях удаленного типа, в тех локациях, где нет отдельных помещений с кондиционированием — вот там такая литиевая батарея будет себя чувствовать гораздо лучше, чем любой свинец.

Свинцово-кислотная батарея при 60 °C и полгода не проживет. Каждое повышение свыше 25 °C для свинцово-кислотной батареи на каждые последующие 10 градусов уменьшает срок её службы вдвое. Если максимальный срок службы СК батареи — 10 лет, то при температуре 60 °C – уже будет максимум один год. Если литиевая батарея теряет при повышении температуры до 60 °C, в переводе на циклический ресурс — порядка двух-двух с половиной раз своего ресурса, то свинцово-кислотные теряют в 10 раз по сроку службы и, соответственно, столько же по циклическому ресурсу (и это в идеальных условиях, на практике же – в такую жару они «умирают» гораздо быстрее).

– Так же и по холоду есть разница?

– Да, и по холоду. Причем NCM в этом случае работает лучше, чем железо-фосфат, — до минус 40 градусов. Для электромобилей, если в местностях их использования бывают заморозки, это хорошо. Не так страшно этой батарейке. Заряжаться она все равно не будет нормально — при минусе толком ничего не заряжается, литий тоже, — но работать будет при меньших температурах лучше, меньше потеряет своей емкости.

Отдача при минусовых температурах очень хорошая у NCM-батарей. Например, при минус 20 батарейка отдает до 80% своей емкости, при 0 — примерно 92-93% емкости. Для сравнения, при минус 20 свинцово-кислотная будет иметь уже всего порядка 30% емкости. Это отличительная и довольно значимая особенность лития.

И безопасность. У большинства литиевых АБ есть опасность возгорания/взрыва. Первые разработки лития вообще были опасны в этом плане. Наиболее безопасные на сегодняшний день литий-железо-фосфат и литий-титанат. Железо-фосфатную АБ можно вообще насквозь гвоздем пробить – и ничего страшного не произойдет .

Теперь применение. Литий-железо-фосфат в основном применяется для резервного, автономного питания, для возобновляемых источников энергии, для солнечных электростанций. Это самый популярный тип для стационарных систем накопления электроэнергии на данный момент. Также для крупного электротранспорта: троллейбусов, автобусов. Например, есть марка «Лиотех»: в Сибири завод производит много батарей для городского транспорта, троллейбусов и т.д.

Решение для солнечных электростанций Классификация элементов литиевых аккумуляторов: цилиндрические, пластинчатые, призматические

Решение для солнечных электростанций

Классификация элементов литиевых аккумуляторов: цилиндрические, пластинчатые, призматические

А NCM и NCA-типы – это самая большая плотность энергии. У нас самая большая проблема в электромобилях какая? Это запас хода. Мы всунули туда батареищу в полтонны, она занимает пол-автомобиля, а едет даже с NCA-типом (запас, конечно, разный), ну, пусть там Tesla максимум 500-600 км, Nissan Leaf — 200-300 км, но многие – и того меньше. Этого недостаточно — борьба идет за дальность поездки.

Титанат применяют для некоторых электромобилей, для уличных солнечных фонарей, для автозвука. Это один из самых дорогих типов лития, поэтому чаще применяют те же NCM и LiFePO4 . Мы в нашей компании титанатом не занимаемся, так как он значительно дороже (для наших направлений деятельности не оптимален).

– А по сравнению с традиционными батареями насколько дороже литиевые в целом?

– Литий-железо-фосфат, например, в 2~2,5 раза дороже традиционных свинцово-кислотных AGM/GEL. Но если сравнить показатели циклического ресурса этих батарей, то получается, что литий-железо-фосфат значительно выгоднее использовать для циклических применений, нежели свинец, не считая всех остальных его (лития) «плюшек».

– Несколько слов о формфакторе: об элементах и батарее в целом.

– О типах ячеек. Они могут быть цилиндрические (как пальчиковые — с небольшой емкостью); плоские, пластинчатого типа (такие, как используются для мобильных телефонов, power-банков); и призматические (это уже больше промышленного направления, они похожи на банки свинцово-кислотных), у одного элемента таких батарей емкость может достигать 200+ Ач.

Сами батареи тоже производятся в различных форм-факторах. Например, литий-железо-фосфатные батареи могут быть в таких «колбасках», как цилиндры, — это решения для уличных солнечных фонарей. В столб фонаря опускают батарею, закрепляют — это удобно, не нужны отдельные ящики.

Цилиндрическая форма литиевой батареи для установки в столб уличного фонаря Литиевые батареи в стоечном исполнении

Цилиндрическая форма литиевой батареи для установки в столб уличного фонаря

Литиевые батареи в стоечном исполнении

Между тем, использование стандартных ящиков-корпусов, в которых производятся свинцово-кислотные АБ, популярно и в применении к литию. Наверное, к ним очень привыкли за время использования СК батарей . Те же стандартные пластиковые корпуса наполняют литием – получается батарея с той же емкостью, как и свинцово-кислотная, – но литиевая.

– То есть их можно и в погрузчик вставить?

– Да, можно и в погрузчик, и в мобильную кофе-машину – куда угодно . Во все те же назначения. Точно такой же корпус, с такой же емкостью получается, хотя, я уверен, туда больше емкости влезет – размеры-то меньше у литиевых батарей. Но делают вот так, чтобы батарея в том же размере и той же емкости была. А вес у них значительно меньше: в 2~2,5раза.

То, что мы продаем и завозим, — это, в основном, батареи стоечного исполнения. Удобно размещать для автономного и резервного питания в 19” шкафах либо же любым другим подходящим способом. Стоечные (rack) литиевые блоки легко параллелятся между собой, они идут с индивидуальными дисплеями, с помощью которых можно мониторить параметры батареи.

Контейнерное решение накопителей энергии с применением BMS-мастера

Контейнерное решение накопителей энергии с применением BMS-мастера

Важная особенность литиевых  – это разрядная способность. У свинцово-кислотных есть такая особенность: чем выше ток разряда, тем меньше реальное количество энергии выдает батарея. Это так называемый «эффект Пойкерта». Если, например, взять батарею с С10  = 100  Ач, то эта емкость привязана к 10-часовому времени разряда. То есть 100 Ач мы получим, если будем разряжать батарею в течение 10 часов током 10 А (при этом батарея будет разряжена полностью, практически до минимально допустимого напряжения). Если мы дадим ток разряда 100 А – это не значит, что батарея проработает 1 час. Максимум, что она сможет выдать — это 40 минут. То есть она выдаст уже не 100 Ач, а примерно 65. Если мы поставим ток разряда еще выше, конечная емкость может упасть до 30 Ач и ниже.

Для литиевых — это все практически отсутствует, там сглажена разница при разряде различными токами. АБ и при длительном разряде, и при быстром выдаст практически полную свою емкость, а потери будут незначительные.

Токи разряда в целом у высокомощных литиевых могут достигать десятков С. Высокомощные специальные литиевые селы (элементы) могут обеспечить отдачу тока до 20 С, а в импульсном режиме – до 50 С (!). То есть значительно выше, чем свинцово-кислотные.

Важно также, что разряд у литиевых происходит очень плавно, резкое падение напряжения происходит лишь в самом конце разряда, в то время как у СК график разряда более крутой. Такая особенность лития, в принципе, хороша для любых видов подключаемой нагрузки.

Ток заряда у свинцово-кислотных — максимум 20-30% емкости, выраженной в амперах, а у литиевых есть возможность принимать 100% своей номинальной емкости и даже выше. Поэтому время заряда сокращается вплоть до часа и менее — впрочем, у разных типов по-разному.

– Это любая литиевая батарея зарядится так?

– Не любая. Тут все зависит от электрохимического типа (мы о них говорили ранее). А еще есть нюанс возможностей BMS-контроллера — электронной платы, которая управляет литиевой батареей. У нее свои пропускные возможности по току.

Если литиевая батарея, допустим, готова отдать все 500% свои (ток 5 С), то стандартный BMS не позволит это сделать, потому что он должен иметь возможность обеспечить пропуск таких токов через себя (так сказать, «обработать» их). И  если вы хотите обеспечить отдачу таких токов — нужен соответствующий контроллер. А чем он мощнее, тем дороже. И получается, что такие решения, в частности, для стационарных применений (ИБП и т.д.) становятся значительно менее выгодными, чем использование традиционных СК батарей.

Подробнее о BMS-контроллерах. Это платы управления. BMS-контроллер служит не только для целей безопасности литие вого аккумулятора (защита от перезаряда, переразряда и т.д.), но и позволяет считывать необходимую информацию: напряжение каждой ячейки, реальную емкость, процент заряда, температуру, количество произведенных циклов разряда-заряда, сохраняет историю событий и т.д. И мы можем видеть это как на экране самой батареи, так и на мониторе компьютера, подключившись к ней через кабель, по Bluetooth либо удаленно через Интернет. То есть батарея — это уже не просто пластиковая коробка с выводами, это уже такой себе высокотехнологичный батарейный продукт .

Оператор может контролировать состояние батарейной комнаты, следить за внештатными ситуациями. У свинцово-кислотных такого нет — там можно только дополнительными устройствами снимать некоторые показатели (напряжения, тока, внутреннего сопротивления), передавать это все на головной блок и оттуда транслировать на ПК. А тут все проще – все уже есть в базовой сборке .

Бывают простые батареи со своим BMS, а есть более сложные — с большим напряжением и емкостью. Тогда на всю батарею еще устанавливается дополнительный, главный BMS (master BMS), который контролирует и корректирует работу всего решения.

Такие системы, например, применяются в крупных буферных накопителях энергии для промышленных солнечных электростанций и выполнены в виде комплексных контейнерных решений (хотя могут размещаться и в подходящих помещениях на территории электростанции, если таковые имеются). В таких решениях уже есть все, что нужно, для полноценной и безопасной работы: и свои зарядки, и преобразователи напряжения, системы управления, мониторинга, пожаротушения, кондиционирования, проводка, системы распределения электропитания, коммутация и т.д.

Сейчас это очень актуальное решение для солнечной энергетики и в Украине, и в мире в целом.

lithium LDP

– В Украине литиевые батареи не производят?

– Полного цикла производства литиевых батарей в Украине я не знаю. Крупноузловая сборка из китайских компонентов — это возможно. Но полноценного производства нет. Есть еще сборки из отработанных элементов электромобилей, но это уже другая тема.

– Возникает вопрос утилизации литиевых батарей.

– Пока что именно с нашей продукцией таких вопросов не возникало, ибо мы не так давно их завозим. Наверное, вопрос более актуальный для электромобилистов. Но я знаю, что в утилизацию такие батареи у нас принимают. Вопрос экологичности их переработки – уже второй. Но вот, кстати, в Германии разработан и уже применяется метод безопасной нетермической утилизации таких аккумуляторов, позволяющий при этом еще и восстановить бóльшую часть материалов АБ для их повторного использования.

– Вы продаете продукцию компании EverExceed, почему вы так решили?

– Мы давно с ними работаем и с 2013 года являемся эксклюзивным представителем EverExceed в Украине. Хорошее, проверенное качество, очень большая вариация батарей под любое назначение и любые конфигурации: от батареи для солнечного фонаря до комплексного 40-футового контейнера .

– Не смущаетесь, что это китайское?

– Нет. С 2012 года их возим, свинцово-кислотные батареи. Отзывы хорошие, покупатели довольны. Очень крупные покупатели, разные есть, очень известные. И очень хорошим рейтингом пользуются батареи. У них уникальные возможности по циклическому ресурсу и высокая надежность — статистика приятная.

– А кто еще известен Вам из производителей? С кем бы Вы хотели работать?

– Сейчас литиевых батарей побольше завозят, и вообще больше в мире их производят. Большинство как раз производится в Китае. Есть те, кто декларирует другие страны, однако уверенности, что это так, честно говоря, у меня нет. Но, вы знаете, на самом деле на сегодня уже практически не важно, где сделано. Важно – как сделано. Я был в Китае. На их территории производятся практически все бренды известных на сегодняшний день авто, даже самые люксовые (BMW, Mercedes-Benz и т. д.). То же самое касается и именитых марок техники, одежды. Но делается это все по тем же высоким стандартам материнских компаний, как и в других странах мира, делается качественно. Поверьте, не отстают от них и компании собственно китайского происхождения. Те же ракеты в космос Китай запускает... Так что «Китай – значит плохо», мне кажется, что это уже абсолютно неактуальный шаблон, устаревший. Конечно, есть и очень дешевое там, и низкого качества – но зачем же такое покупать, если вы хотите качественный продукт?  А качественное за очень дешево – такого не бывает, по крайней мере, пока – в нашем потребительском формате экономики.

– Если о динамике говорить, то стало больше литиевых батарей на рынке. Два года назад говорили, что мы еще на подступах к технологии… Привыкли покупатели уже? Рынок сформировался?

– Рынок как раз сейчас формируется. Литиевые все больше спрашивают. Но все равно они пока что еще дороговаты — на сегодняшний день их, к сожалению, могут позволить себе далеко не все.

Есть еще отрасли, где кислотные значительно выгоднее лития. Почему так? Потому что в таких отраслях все преимущества литиевых, покуда они дороже стоят, — просто не нужны. То есть там, где требуются лишь периодические переходы на работу от АБ, — в самой популярной отрасли, например, источники бесперебойного питания –– там не нужны все преимущества литиевых, и в первую очередь, высокий циклический ресурс.

И размер/масса батарей там, зачастую, роли не играют. А это основные преимущества литиевых батарей. В то же время, в сфере ИБП обычно требуются высокие токи отдачи (разряд батареи на 100% за 3-10 мин.) – и для обеспечения таких токов литием требуется, как мы уже говорили ранее, специальные, более дорогие BMS-контроллеры, да и сами литиевые элементы тоже. Поэтому ситуация не очень выгодная, так как продукция становится весьма дорогой, а самых главных её преимуществ вы использовать не можете. Поэтому и покупают люди свинец – это выгоднее .

– Вы можете привести пример отрасли, где на ура идут литиевые вместо кислотных? Идет замена массовая, например?

– Самая популярная у нас замена на литий, это, конечно же, солнечная энергетика. В фотовольтаических системах гибридного либо же автономного типа  – где разряды-заряды идут регулярно или, по крайней мере, часто.

Там все преимущества налицо. Нам нужен высокий циклический ресурс? Ресурс у литиевых идет в 6-10 раз выше, чем у свинцово-кислотных, а цена всего лишь в 2~2,5 раза выше. То есть имеем как минимум 2,5-кратную выгоду по сравнению со свинцом. Причем, кроме этого, мы получаем еще массу преимуществ: дистанционный мониторинг, быстрый заряд, отличную устойчивость к состояниям неполного заряда (PSoC), малый размер. Быстрый заряд, кстати, очень важен для автономных солнечных станций, где используется резервный топливный генератор (для тех случаев, когда солнечного освещения нет либо оно недостаточно). Так, для полноценной зарядки СК батарей (на 100%) необходимо как минимум 12 часов, а лития – 1-2 часа. Сравните затраты на топливо (и более частые ТО генератора), необходимое для зарядки генератором тех и других, и вы поймете, о чем я говорю .

– Какая динамика сейчас, что изменилось за год, за два?

– Если человек купил электромобиль, он уже не смотрит в сторону свинца – планку себе поставил: только литий. Шутка, конечно . Но часто так бывает. А в целом литий – довольно «горячая» тема, людям он все больше интересен (как в свое время, да, в принципе, еще и сейчас – солнечные панели).

– Есть станции зарядки с постоянным током, то есть литие вые батареи заряжаются постоянным током?

– Все батареи заряжаются постоянным током. Зарядные устройства – не что иное, как выпрямители, преобразующие переменное напряжение и ток в постоянные для зарядки АБ. Если необходимые к запитыванию от АБ нагрузки работают на переменном токе, то для получения его из батареи используются уже обратные выпрямителям преобразователи – инверторы.

Да, по поводу заряда литиевых батарей – их необходимо заряжать по несколько иному алгоритму, нежели СК. То есть либо нужны специальные ЗУ для литиевых батарей, либо же нужно правильно настроить ЗУ, использовавшееся для СК (если таковое возможно). Во многих моделях современных автономных и гибридных инверторов (инвертором в этом случае называется комплексное устройство обеспечения резервного питания, способное работать в паре с солнечными фотопанелями, в состав которого входит, в том числе, и зарядное устройство для зарядки АБ) уже предусмотрена функция (алгоритм) зарядки литиевых батарей. А  вот, если заряжать их таким же способом, как свинцово-кислотные, т.е. стандартной зарядкой, без подстройки, это может привести к различного рода ошибкам на литиевой АБ: она будет отключаться, «уходить в ошибку» и т.д., а также и ЗУ, скорее всего, будет «сходить с ума».

– Как появились типы литиевых батарей: экспериментальным путем или теоретически просчитали?

– Я не исследователь, не химик, наверное, как-то испытывали, предполагали, проверяли. В 1991 году уже был сделан первый работающий литиевый аккумулятор для Sony в Японии. Японец разработал с добавлением кобальта. Он и два его предшественника получили Нобелевскую премию за разработку литиевых батарей. Как мы знаем, поиск новых версий и вариантов аккумуляторов продолжается. Но знаете, что хотелось бы сказать по этому поводу: вот я упоминал о потребительском формате экономики – так вот в таком формате взаимоотношений развитие науки и техники у нас идет на самом деле крайне медленно. В первую очередь развивается военный сектор (то, что, по сути, убивает нас, разрушает), ну, а в массах внимание людей в основном направляется на приобретение новых товаров (новая версия iPhone каждые полгода и т.д.) – соответственно и усилия разработчиков и исследователей направляются туда же. А если бы вместо всего этого ученые направили свои усилия на разработку действительно полезных, новых, перспективных технологий, способных принести пользу всему человечеству в разных сферах, и на это же направилось и финансирование (вместо разработки все новых видов вооружения и «сотых» версий iPhone)  – вы представляете, какой прорыв мы бы тогда совершили в разных отраслях? Мне кажется, такие вопросы, как голод или нехватка воды в определенных регионах, тогда вообще у нас бы не стояли, а сами мы бы уже давно в дальний космос летали, и жили бы в «золотом тысячелетии»! Не говоря уже о новых типах аккумуляторов (если таковые тогда бы вообще еще понадобились ).

Кстати, это далеко не фантастика, и все это вполне реально сегодня можно осуществить. Сейчас в мире создается глобальный международный проект под названием «Созидательное общество», инициированный самими людьми, которые хотят изменения текущего потребительского формата жизни на созидательный, хотят жить в лучшем мире. В этом движении участвует уже более 180 стран, миллионы людей! Наша компания также поддерживает этот проект. Поэтому приглашаем всех, кому интересно, ознакомиться и – присоединяться!  Вместе мы можем!

Спасибо.

Интервью провели Евгений Полищук и Александр Полищук, «Украина-Электро»

Выражаем большую благодарность за проведённое интервью и предосатвленные материалы журналу «Украина-Электро» (http://ua-electro.com)

 

 



Оставьте свой комментарий








© Pulsar Ltd., 2024